![]() |
---|
Этот торжественный день появился благодаря одному из самых знаменитых советских главкомов ВМФ — адмиралу флота Советского Союза Николаю Кузнецову. Именно по его предложению был установлен сам праздник, и именно он выбрал для него день. В Постановлении Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 22 июня 1939 года говорилось: «В целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач установить День Военно-Морского Флота Союза ССР».
О появлении праздника Кузнецов написал в книге своих воспоминаний:
«Впервые мысль о празднике моряков я высказал в 1939 году во время первомайского парада на Красной площади. Я сказал И. В. Сталину:
— Не мешало бы нам учредить специальный праздник военных моряков.
Сталин взглянул на меня и ничего не ответил. Но через несколько дней мне позвонил Жданов:
— Есть указание насчет Дня Военно-морского Флота. Не теряйте времени и вносите конкретное предложение.
Я предложил - в целях пропаганды среди населения идеи строительства сильного морского и океанского флота просим Советское правительство учредить День Военно-морского Флота.
Мы с коллегами посмотрели историю русского флота. В дореволюционной России на флоте устраивались разные торжества. Еще при Петре I зародилась традиция по случаю побед на море или на суше выстраивать корабли на Неве. «Пальбой из всех пушек» отмечались рождение наследника и коронация нового царя. Однако специального морского праздника в России никогда не было.
С первых дней своего существования Советское государство, заинтересованное в боеспособном Военно-Морском Флоте, стало привлекать к нему внимание трудящихся. С 1923 года в стране проводилась «Неделя Красного Флота». В эти дни проходили многолюдные митинги и собрания, трудовые субботники, организовывались сборы денежных средств. Мне попался в руки любопытный документ: за «Неделю Красного Флота» комсомольцы Петрограда собрали и передали балтийским морякам около 400 тысяч рублей, свыше 1500 аршин сукна, 1100 пудов мыла, 500 пудов соли, 1750 пар ботинок и 1000 пар белья.
По существу, уже с тех пор, с двадцатых годов, на флотах стали обычаем морские праздники. В Октябрьскую годовщину, в Первомай корабли выстраивались на рейдах, принимали гостей, моряки устраивали шлюпочные гонки, за которыми наблюдали десятки тысяч людей. Местные власти приморских городов организовывали массовые гулянья.
К нашей радости, никаких споров по поводу нового праздника в правительстве не возникло. Решением Совета Народных Комиссаров СССР от 23 июня 1939 года был учрежден День Военно-Морского Флота. Время проведения праздника нам было предложено определить самим. Мы выбрали конец июля, когда погода наиболее устойчивая. Даже Северный флот в это время может рассчитывать на теплый день.
К тому же флот в этот период успевает обучить новое пополнение. Таким образом, появляется возможность собраться на парад в полной готовности. Не беда, что праздник нельзя увязать с какой-нибудь знаменательной датой из героического прошлого флота, — сам день обязательно станет традиционным, поистине народным торжеством.»
Талантливый флотоводец оказался прав. День ВМФ стал одним из самых ярких и трогательных праздников по всей нашей стране. Не говоря уже о морских городах, включая наш любимый Владивосток.
В год 80-летия этого праздника он будет отмечаться по-особенному. Пройдет театрализованное представление, рассказывающее об истории российского флота.
Н.Г. Кузнецов, который в 1939 году командовал растущим Тихоокеанским флотом и жил во Владивостоке в это время, (по адресу Светланская,66) полюбил город, как только увидел его и, может быть, глядя на уютные улицы Владивостока, как будто сбегающих с высоты сопок к играющей солнечными бликами воде бухты Золотого Рога, он убедился еще раз в необходимости праздника для Военно-Морского флота.
В своих воспоминаниях Николай Герасимович писал: «Дальневосточный край мне сразу пришелся по душе. Прежде всего, я познакомился с Владивостоком. Но в слово «Владивосток» я, как моряк, вкладывал не только то, что входит в городскую черту, а несколько иное содержание. Конечно, как город Владивосток привлекателен.
Уже в первые дни, знакомясь по морским картам с Дальневосточным театром, я поражался обилию бухт, заливов, островов близ Владивостока. Но еще более сильное впечатление произвели они на меня при осмотре их с мостика небольшого сторожевика…
Названия бухт – Патрокл, Улисс, Диомид – будто привезли с собой попавшие сюда невзначай аргонавты…
Я побывал во многих уголках земли. Но нигде не видел более величественных мест, чем наш Дальний Восток. Уж как расхваливают знаменитые бухты Севастополя! Но морские окрестности Владивостока ни с чем сравнить нельзя».
Празднование этого славного Дня стало традицией моряков всех поколений российского флота, настоящим народным праздником.
Научный сотрудник
ФГКУ ВИМ ТОФ
Савруева О.В.