Обновлено 19.06.2011 15:06
Зал № 3
Экспозиция зала рассказывает о создании и развитии Тихоокеанского флота в 1932-1941гг.
Непосредственная угроза территории советского Дальнего Востока со стороны Японии вызвала необходимость в принятии энергичных мер по укреплению дальневосточных рубежей СССР, увеличению численности и мощи Морских Сил Дальнего Востока.
К 1932 г. были восстановлены и частично модернизированы все ценные в боевом отношении корабли. С Балтики и Черного моря следовали эшелоны с катерниками и подводниками. В необжитых местах строились аэродромы, возводились батареи береговой артиллерии, строились казармы.
30 марта 1932 г. закончилось формирование штаба МСДВ. Командующим МСДВ был назначен флагман 1 ранга М.В. Викторов. В первом приказе командующего от 21 апреля 1932 г. объявлялось о формировании МСДВ, перечислялись соединения, части, корабли и учреждения, вошедшие в состав МСДВ. С этого дня началось развитие МСДВ как оперативно-стратегического объединения ВМФ СССР.
В мае была сформирована бригада траления и заграждения. К середине 1932 г. в строй вступил дивизион из 12 торпедных катеров. Военно-воздушные силы флота составляли тогда 19-я авиабригада и две отдельные разведывательные авиаэскадрильи.
По железной дороге в разобранном виде на ДВ начали поступать подводные лодки, на Дальзаводе их собирали. В ноябре 1932г. была сформирована 2-я бригады ПЛ. В 1933 г. на ТОФ в строй вошла первая подводная лодка. В 1934 г. тихоокеанцы получили подводные лодки типа "М". В том же, 1934 г. в состав МСДВ вошли два сторожевых корабля, несколько торпедных катеров, минных заградителей, тральщиков, вспомогательных судов и более 150 самолетов. К началу 1935 г. Морские силы Дальнего Востока настолько выросли, что, по существу, уже представляли собой вполне организационно оформленный военно-морской флот. Исходя из этого, приказом Народного комиссара обороны СССР от 11 января 1935 г. они были переименованы в Тихоокеанский флот.
Моряки-тихоокеанцы настойчиво осваивали новые корабли и подводные лодки, самолеты и технические средства, поступающие на флот. Они изучали технику творчески, стремясь улучшить и усовершенствовать ее, получить от нее наивысший эффект. Ярким примером этому являются подводные лодки ТОФ, которые впервые в ВМФ стали плавать и отрабатывать задачи боевой подготовки в течение всего года, увеличив в несколько раз нормы автономности плавания.
Тихоокеанский флот рос и набирал силы. В 1936 г. два эскадренных миноносца - "Сталин" и "Войков" - прибыли во Владивосток Северным морским путем с Балтики. Это был первый переход советских военных кораблей по арктическим морям. В 1937 г. из Мурманска на флот пришли новые гидрографические суда "Океан" и "Охотск". В 1940 г. на ТОФ прибыла ПЛ "Щ-423". Ее переход вошел в историю как первый проход ПЛ Северным морским путем за одну навигацию с запада на восток.
Быстрое развитие Тихоокеанского флота, рост его технической оснащенности требовали подготовки флотских кадров, способных наиболее эффективно использовать оружие и боевую технику. В 1937 г. во Владивостоке было создано Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова.
Настоящую проверку на боевую готовность Тихоокеанский флот прошел в 1938 г. во время событий у озера Хасан. С началом военных действий корабли ТОФ перешли на повышенную боевую готовность. Подводные лодки охраняли морские коммуникации, а надводные корабли перевозили в район боевых действий войска, боеприпасы и снаряжение, эвакуировали раненых.
В 1939 г. командующий ТОФ Н.Г. Кузнецов докладывал советскому правительству о том, что флот на Тихом океане построен.
Особенностью оформления этого зала является представленная здесь коллекция знамен. Интенсивное развитие флота иллюстрируют модели надводных и подводных кораблей. Особое место в экспозиции занимают экспонаты, связанные с именами прославленных флотоводцев: Ф.С. Октябрьского, Г.Н. Холостякова, А.Т. Чабаненко.