Обновлено 11.04.2024 14:40
ФИЛИАЛ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ТОФ
ГВАРДЕЙСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-56
Внимание, в настоящий момент оплата возможна только в наличной форме!
Историческая справка
Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «С-56» была заложена 24 ноября 1936 года на Ленинградском судостроительном заводе и затем по секциям перевезена на Владивостокский судоремонтный завод. Руководил строительством лодки В.И.СУДОРОГИН. После сборки, 25 декабря 1939 года, она была спущена на воду и 20 октября 1941 года принята в состав Тихоокеанского флота. 31 октября 1941 года на «С-56» был поднят Военно-Морской флаг.
Водоизмещение подводной лодки надводное 856 т, подводное - 1090 т; длина 77,8 м, ширина 6,43 м, осадка 4,04 м; мощность дизелей 4400 л.с., электромоторов - 1100 л.с.; скорость хода надводная 18,8 уз., подводная - 9,6 уз.; дальность плавания над водой 9500 миль, под водой - 135 миль. Вооружение: 6 (4 носовых и 2 кормовых) 533-мм торпедных аппаратов, одно 100 мм и одно 45 мм орудия, один 7,62 мм пулемет. Экипаж 45 человек.
Первым командиром «С-56» в 1939 году был назначен капитан-лейтенант Г.И.ЩЕДРИН. Призванный из гражданского флота в 1935 году в ряды Военно-Морского Флота и направленный для прохождения службы на Тихоокеанский флот, Г.И.ЩЕДРИН до назначения на «С-56» командовал подводной лодкой типа «М», а затем одной из передовых лодок ТОФ «Щ-110».
Около года подводная лодка отрабатывала задачи боевой подготовки, а 7 октября 1942 года, выполняя решение Ставки Верховного Главнокомандования по усилению боевого состава Северного флота, покинула Владивосток и ушла в базу Полярный. Произведя кратковременные заходы в Петропавловск-Камчатский, Датч-Харбор и Сан-Франциско (США), Коко-Соло (Панама), Гуантанамо (Куба), Галифакс (Канада), Рейкьявик (Исландия), Розайт, Скапа-Флоу и Лервик (Великобритания) и пройдя через два океана и девять морей более 17 тысяч миль, «С-56» 8 марта 1943 года ошвартовалась в Полярном.
Тепло встреченный подводниками-североморцами, экипаж лодки под командованием капитан-лейтенанта Г.И.ЩЕДРИНА с заместителем командира по политической части капитан-лейтенантом Д.Т.БОГАЧЕВЫМ активно включился в боевые действия в Заполярье. Уже в апреле 1943 года «С-56» открыла свой боевой счет.
10 апреля 1943 года у мыса Слетнес «С-56» атаковала охраняемый конвой и потопила транспорт противника.
Только за период с апреля 1943 года по осень 1944 года экипаж «С-56» потопил три транспорта противника общим, два танкера водоизмещением, один миноносец, два сторожевых корабля и повредил четыре транспорта.
Всего за период участия в Великой Отечественной войне подводная лодка совершила восемь боевых походов, одержала 14 побед, потопила и повредила 14 вражеских транспортов и боевых кораблей общим водоизмещением 85 000 т. Четыре неприятельских судна получили серьезные повреждения и надолго вышли из строя. Высадила диверсионную группу на побережье врага.
За отличное выполнение заданий командования по уничтожению кораблей и судов противника, за стойкость и мужество экипажа, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1944 года подводная лодка «С-56» награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота СССР № 86 она была удостоена гвардейского звания. 5 ноября 1944 года ее командиру, уже капитану 2 ранга, Г.И.ЩЕДРИНУ присвоено звание Героя Советского Союза. Всего славному экипажу было вручено более 400 орденов и медалей.
После окончания Великой Отечественной войны, в октябре 1954 года «С-56» Северным морским путем возвратилась на Дальний Восток и продолжила службу в составе Тихоокеанского флота. Шли годы, флот стал получать новые современные подводные лодки. Легендарная «С-56» была выведена из боевого состава и переоборудована в учебно-тренировочную станцию для обучения молодых подводников.
В день тридцатилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне за заслуги перед Советской Родиной и в соответствии с решением Военного совета Краснознаменного Тихоокеанского флота № 28 от 8 апреля 1972 года подводная лодка «С-56» была поставлена на Корабельной набережной во Владивостоке на пьедестале Вечной славы.
На подводной лодке размещена экспозиция, посвященная славному боевому пути экипажа, а также документальные материалы и экспонаты, отражающие историю подводных сил России на Тихом океане и их современное состояние.
Экспозиционный комплекс МГК ПЛ «С-56» постоянно обновляется с учетом вновь открывшихся документальных источников и поступивших экспонатов, отражающих современную жизнедеятельность подводников-тихоокеанцев. ПЛ «С-56» стала не только визитной карточкой города Владивостока, но и мемориальным местом для ветеранов подводников всех поколений.
Лодка-музей состоит из 7-ми отсеков.
Кормовая часть лодки-музея.
С 7- го по 4-й отсек расположена экспозиция, рассказывающая о истории создания подводного флота России, а также о истории подводных сил Тихоокеанского флота и боевом пути подводной лодки «С-56». В экспозиции представлены модели подводных лодок - первой боевой подводной лодки России «Дельфин», все типы подводных лодок Советского Союза периода 2-й Мировой войны, а также большая модель дизель-электрической подводной лодки 641-го проекта.
Носовая часть лодки-музея.
С 3-го по 1-й отсек оборудование и механизмы лодки-музея сохранены в первоначальном виде. На центральном посту управления расположены рули всплытия и погружения лодки, перископ, штурманский стол, колонки воздуха высокого давления. В следующем отсеке расположена офицерская кают – компания и единственно обособленное помещение – каюта командира, а также место гидроакустика. В 1-м отсеке расположены торпедные аппараты с боевым запасом торпед и койками матросов-подводников.