Обновлено 05.07.2018 20:57
Наш Пикуль.
13 июля исполняется 90 лет со дня рождения замечательного русского писателя Валентина Пикуля, имя которого известно миллионам читателей. За свою долгую творческую жизнь он написал несколько десятков исторических романов и повестей и огромное количество «исторических миниатюр», которые были изданы (и издаются поныне) миллионными тиражами.
Морская тема, история российского флота занимали очень значительное место в творчестве В.С.Пикуля, чему и посвящен настоящий очерк.
С самых ранних лет будущий писатель слышал о море. Его отец был призван для службы на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс», а перед самой войной работал на судоверфи в городе Молотовске (ныне Северодвинске). Учась в школе, Валя Пикуль активно занимался в кружке «Юный моряк». В день, когда ему исполнилось 14 лет, он увидел строй ребят, идущих по набережной Северной Двины в сопровождении матросов. Это были мальчишки из флотского экипажа. Узнав об этом, Валя Пикуль бросился домой, быстро собрав кое-какие пожитки и – самое главное – свои конспекты занятий в школе юного моряка, он догнал колонну и вместе со всеми оказался в Школе юнг Военно-морского флота, которая была создана приказом Н.Г.Кузнецова от 25 мая 1942 года и базировалась на Соловецких островах. Писатель вспоминал: «День своего четырнадцатилетия я отметил поступком, в котором никогда не раскаивался: я отпраздновал свой день рождения тем, что убежал из родительского дома…». В своих воспоминаниях он называл этот день «днем гражданского рождения». Надо сказать, что для поступления ему не хватало года до возрастного ценза в 15 лет. Выручили тетрадки с конспектами, которые он старательно вел в кружке юных моряков, и отчаянное заявление: «У меня отец - флотский комиссар!».
Окончив Школу в 1943 году по специальности «рулевой-сигнальщик» В.С.Пикуль был направлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны. 17-летний парень в морской форме гордо носил на груди три заслуженные боевые награды, что иногда вызывало удивление окружающих его людей. После победы В.С.Пикуль получил направление на учебу в Ленинградском подготовительном военно-морском училище. Но из-за недостатка базового школьного образования учеба ему давалась плохо, и в 1946 году его отчислили «за нехваткой знаний». После чего началась его «писательская» жизнь.
Свой первый роман «Океанский патруль», посвященный военным событиям в Заполярье и вышедший в 1954 году в издательстве «Молодая гвардия», он считал творческой неудачей, несмотря на то, что книга получила очень хорошие отзывы, а молодой автор стал членом Союза писателей СССР.
Конечно, у автора есть полное право на свою оценку сделанного, но роман этот до сих пор остается интересным читателю благодаря его несомненным литературным достоинствам: ярким образам героев, интересному сюжету, искреннему пафосу и памяти о той великой войне.
О годах учебы и своих товарищах по школе юнг писатель рассказал в автобиографической повести «Мальчики с бантиками», написанной через 20 лет после его первого романа.
Морской роман «Моонзунд» посвящен событиям Первой мировой войны на Балтике. Он описывает оборону Моонзундского архипелага российскими моряками и пехотой от германского флота. По мнению литературоведов, в этом романе очень выразительно показана разница «существования на суше и на море».
Особое место в творчестве В.С.Пикуля занимает «документальная трагедия» «Реквием каравану PQ-17» о военных событиях на Северном флоте. Это строгое, скорбное и правдивое повествование о героической гибели советских, американских и британских моряков в годы Второй мировой войны. В основу книги легло многое из военного опыта юнги Пикуля, полученного во время службы на эсминце «Грозный». Нужно отметить, все свои книги В.С.Пикуль писал сначала от руки, еще довоенной перьевой ручкой, а потом сам перепечатывал на машинке. Их у него было три, все довоенного выпуска, немецкие. Одна из них была с гитлеровской подводной лодки…
Командир подводной лодки К-21, защищавшей этот конвой, Н.А. Лунин прочитал «Реквием…» за два дня до смерти и отозвался о нем так: «Из всех книг, которые я прочитал про Северный флот, только один писатель, моряк Валентин Пикуль, написал так правдиво, честно и по-морски, что я не мог читать без слез».
Пикуль никогда не был на Дальнем Востоке, что не помешало ему написать интересную историческую прозу о Камчатке («Богатство») и о Русско-японской войне («Три возраста Окини-сан», «Крейсера»). «Крейсера» были написаны всего за месяц. Пикуль удивился, когда узнал, что за этот роман ему была присуждена Государственная премия РСФСР, которую он сразу перевел в Фонд помощи пострадавшим от катастрофического землетрясения в Спитаке (Армения) в 1988 году.
«Крейсера», действительно, не самое «сильное» его произведение, но для нас, владивостокцев, оно ценно тем, что большая часть действия романа проходит в нашем городе. И простим автору некоторые «неточности» в описании Владивостока 1904 года… Сам он, как уже сказано, не был в наших краях. Правда, очень тепло цитировал строки В.Шошина:
«Легендарный город бухт закрытых
И открытых дружеских сердец».
В декабре 2014 года на сцене Приморского краевого академического театра имени М.Горького состоялась премьера спектакля «Крейсера», в подготовке которого существенную роль сыграли сотрудники ВИМ ТОФ. Приятно отметить, что приморская постановка была удостоена Премии Правительства России.
Во Владивостоке была вдова писателя Антонина Ильинична, которая шесть лет прожила со своим первым мужем, офицером-подводником, в приморском поселке Ракушка, где она работала заведующей библиотекой матросского клуба военно-морской базы. Прочитав тогда первую книгу Пикуля «Океанский патруль», она решила провести по ней читательскую конференцию, дав замполиту подводной лодки, уходившей в длительное плавание, несколько экземпляров этой книги для знакомства с ней экипажа во время морского похода. По возвращении лодки в библиотеке состоялось интересное обсуждение романа, а на ее экземпляре «Океанского патруля» расписался весь экипаж. Эту книгу, с которой «началась» яркая жизнь Антонины Ильиничны с В.Пикулем, она сохранила во всех переездах и житейских ситуациях до сегодняшнего дня.
Яркой особенностью В.Пикуля, как человека и писателя, являлась смелость суждений о мировой истории и ее героях. Она основывалась на детальном знании того, о чем писал Валентин Саввич. Знание это, в свою очередь, было результатом трудной, долгой и тщательной работы с архивными материалами, книгами, рукописями. В одном из своих интервью писатель сказал интересные вещи: «У нас вошло в манеру приклеивание ярлыков, которые сегодня очень трудно отдирать. Ну вот, например, адмирал Рожественский, герой Цусимы. Поговорите с нашими адмиралами, с начальниками главного морского штаба - они все перед ним преклоняются, считают, что даже в современных условиях войны нам не сделать того, что удавалось Рожественскому. А у нас? Откройте любой справочник, вы сможете прочесть, что Зиновий Петрович Рожественский - "бездарный адмирал царской эпохи". Так было у меня с Колчаком, одним из лучших российских флотоводцев, выдающимся знатоком минного дела. Помню, вскоре после выхода романа "Моонзунд" сюда на Рижское взморье приехал отдыхать Алексей Николаевич Косыгин. Он прочел роман, пригласил к себе высших морских начальников и сказал: "Каждый из вас должен прочесть эту книгу! Будь у нас в сорок первом году такие флотоводцы, как Колчак и Эссен, не было бы ни Таллинского перехода, ни блокады Ленинграда".
Разумеется, не все в книгах Пикуля – с точки зрения профессиональных историков – соответствует научным канонам. Но он никогда не называл себя историком. И таковым он не являлся. Он создавал исторические романы. Яркие, захватывающие, подробные, вызывающие сильный интерес и желание читать и читать книги этого прекрасного русского Писателя. Это в полной мере относится и к жителям Владивостока, главной базы Тихоокеанского флота России, которым «морское» творчество Валентина Саввича Пикуля особенно близко.
Научный сотрудник ВИМ ТОФ
Савруева О.В.