Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img

Оружейный дворик Военно-исторического музея ТОФ

Фасад здания ВИМ ТОФ

Мемориал "Героям Русско-японской войны"

МК "Красный Вымпел" на корабельной набережной Владивостока

Мемориальный комплекс "Ворошиловская Батарея" --- (о. Русский)

МГК ПЛ "С-56"

Вечный огонь мемориала "Боевая слава Тихоокеанского флота"

Бюст Герою Советского Союза Адмиралу флота Советского Союза Кузнецову Н.Г.

Мемориал "Боевая слава Тихоокеанского флота"

Вечный огонь мемориала "Боевая слава Тихоокеанского флота"

«Я желаю, чтобы встречали матроса с расположением и любовью…» Приказы командира Владивостокского порта за 1906 год.

«Я желаю, чтобы встречали матроса с расположением и любовью…» Приказы командира Владивостокского порта за 1906 год.

В архиве ВИМ ТОФ хранится много интересных исторических документов, среди которых приказы командира Владивостокского порта за несколько лет. Не один раз приходилось просматривать их, используя в качестве исторических источников, с интересом читая и представляя наш город и его жителей более века назад. Очень захотелось познакомить читателей газеты с некоторыми из них, выбрав просто один из годов, например, 1906. Этот год был сложным в общественно-политической жизни России. Шла первая русская революция 1905-1907 гг. Кризисная социально-политическая ситуация обострилась в результате поражения российской империи в русско-японской войне 1904-1905 годов. По стране прокатилась волна забастовок и демонстраций, сопровождающихся столкновениями с полицией и войсками. Брожение охватило армию и флот. Во Владивостоке, как и по всей стране, проходили вооруженные выступления рабочих, солдат и матросов против властей. Приказы командира Владивостокского порта не могли не отразить происходящие события. Они издавались каждый день и касались практически всех аспектов деятельности военнослужащих и вольнонаемных рабочих военного порта Владивосток: назначений на новые должности, прибытия и убытия, награждений и наказаний, распределения квартир и внешнего вида офицеров и нижних чинов, создания различных комиссий, молебнов, бытовых аспектов (меню, замена лампочек и др.). По всему видно, что руководство порта, наряду с гражданскими властями, играло важную роль в жизни города. Военнослужащие жили по строгому распорядку, их служба была регламентирована, командование порта следило за тем, чтобы мирное население не терпело от военных никаких обид. Всего за этот год было издано 2153 приказа

Один из первых приказов в 1906 году ограничивает свободу митингов и собраний для военнослужащих в связи с «революционными настроениями». Так, в приказе за 7 января указывается, что «Главнокомандующий повелел воспретить вообще всем нижним чинам и матросам, состоящим в гарнизоне крепости Владивостока, посещать митинги и всякого рода сходки, так как таковые не соответствуют званию солдата», а в ответ на особенно многочисленные в этот период жалобы и заявления нижних чинов на притеснения со стороны офицеров издается приказ: «Нижним чинам следует помнить, что и в родной семье нельзя прожить без мелкой обиды и несправедливости. Надо помнить и то, что во время войны не всегда бывает возможно удовлетворить всем следуемым.»

Строго следило командование порта за внешним видом подчиненных. Очень часто встречаются приказы, в которых уделяется внимание форме одежды военнослужащих. Например, такой приказ коменданта крепости генерал-майора Артамонова: « Видел сегодня днем на Светланской улице гулявшего с дамой артиллерийского офицера с Русского острова. Одет был этот господин в дубленый короткий рыжий полушубок с погонами, в каких-то эскимосских чустах и белой папахе. Прошу арестовать этого офицера на пять суток на гауптвахте». А вот и следующий очень любопытный документ: «…встречаются нижние чины флота с коренными отступлениями от установленной формы одежды, как, например, в теплых китайских шапках и в расстегнутом верхнем платье…, а некоторые и просто бредут пьяными во всем безобразии такого состояния. Приказываю начальникам выяснить нижним чинам, что благопристойное поведение на улице и в общественных местах по отношению к прочему населению города, и особенно к женщинам, служит лучшей рекомендацией нижнего чина. Я желаю, чтобы взгляд гражданского населения города изменился, и чтобы они встречали матроса не с чувством отвращения и страха, как в последнее время, а с расположением и любовью, видя в них благовоспитанных и приличных людей, ревностных защитников слабых, храбрых и искусных воинов - гордость страны». Другой приказ имеет существенное дополнение к предыдущему: «Предлагаю господам офицерам требовать, но не быть назойливыми. Прежде чем предъявлять требования к нижним чинам, предъявить их к себе».

Приказ № 886 от 12 мая 1906 года знакомит нас с замечательной историей награждения стрелка Ивана Ежова, простоявшего на посту двадцать восемь часов. Он охранял склад спирта на транспорте «Уссури», а начальник караула и разводящий напились, и хотели еще украсть спирта, но, благодаря бдительности часового, им это не удалось, кроме того, он не сменился с поста по их приказанию, считая караульного начальника и разводящего преступниками. Генерал-майор Ирман, исполняющий дела коменданта крепости Владивосток, не побоялся побеспокоить ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и донес о случившемся, испрашивая ВЫСОЧАЙШЕГО повеления стрелку Ежову смениться. В ответ он получил телеграмму следующего содержания: «Стрелку Ежову смениться. Произвожу этого молодца в старшие унтер-офицеры. Николай», а командующий войсками на Дальнем Востоке Его Высокопревосходительство Генерал от Инфантерии Гродеков «жаловал Ивана Ежова серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на груди и пятьюдесятью рублями». В своем приказе генерал-майор Ирман добавил, «что и в дальнейшей жизни этот доблестный солдат будет продолжать служить для своих товарищей примером преданности своему долгу и твердого знания своих обязанностей».

Интересен стиль этих документов, составленных согласно правил русского языка того времени. Приведу всего несколько примеров: «Увольняются от службы в первобытное состояние зауряд-прапорщики по морской части.», «Прибывшего из плена 23 декабря минувшего года лейтенанта Подъяпольского 3-го числить на лицо», «В строевой отдел доставлена найденная на мысе Чуркин офицерская сабля морского образца, о чем строевой отдел объявляет для розыска владельца».

В то же время, командир порта находил время и возможность заниматься природоохранной деятельностью, заменяя целую организацию по защите животных. Так, 10 марта 1906 года, он издает приказ, «воспрещающий всем офицерам и нижним чинам всех частей войск, под угрозой ответственности по суду, всякую произвольную охоту на пятнистого оленя, в целях охранения этого весьма полезного и дорогого животного».

Заботы и проблемы каждого дня находят свое решение в издаваемых приказах. В 1906году «определяется состояние сухарей заготовки 1903 и 1904 годов и дальнейшее с ними обращение, для чего назначается комиссия… Комиссии немедленно приступить к освидетельствованию сухарей». Или другой документ: «Согласно заключению портового окулиста минеру-телеграфисту Николаю Попонину разрешено носить вне строя очки и дымчатые консервы». Вот еще один: «Стоимость носового платка для нижних чинов мною для хозяйственной заготовки утверждена в пятнадцать копеек. За неимением в складах порта этих платков предлагаю Портовой Конторе выдать эти деньги на руки нижним чинам».

Много еще любопытных, поучительных, заключающих в себе уникальную информацию о своем времени документов в этой книге приказов. Все их привести в небольшой статье невозможно, но надеемся, что знакомство с некоторыми из приказов позволило читателям представить, как проходила служба в военно-морской крепости Владивосток в начале 20 столетия в далеком 1906 году.

Научный сотрудник ВИМ ТОФ

Савруева Ольга Васильевна