Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img

Оружейный дворик Военно-исторического музея ТОФ

Фасад здания ВИМ ТОФ

Мемориал "Героям Русско-японской войны"

МК "Красный Вымпел" на корабельной набережной Владивостока

Мемориальный комплекс "Ворошиловская Батарея" --- (о. Русский)

МГК ПЛ "С-56"

Вечный огонь мемориала "Боевая слава Тихоокеанского флота"

Бюст Герою Советского Союза Адмиралу флота Советского Союза Кузнецову Н.Г.

Мемориал "Боевая слава Тихоокеанского флота"

Вечный огонь мемориала "Боевая слава Тихоокеанского флота"

Основание Владивостока

Основание Владивостока.

В 60-70-е годы 19 века заканчивается процесс создания единой территории Российского государства, формируется единый экономический потенциал страны, единый рынок, устанавливаются широкие экономические и политические связи с зарубежными государствами Европы и Азии. Российская империя прочно укрепила свои позиции на западе - на Балтике, на востоке - на тихоокеанских рубежах. Айгуньский (1858г.) и Пекинский (1860г.) договоры, заключенные Россией с китайской стороной определили территориальные разграничения в Приамурье и Приморье. Пекинский договор закрепил окончательную границу между двумя государствами по реке Уссури и на юг. В 1858-1860 годах завершается важнейший этап становления российской государственности на юге Дальнего Востока. Побережье дальневосточных морей на всем протяжении становится естественным рубежом Российской империи на Тихом океане. Русские землепроходцы, моряки, воины, промышленники и мастеровые совершили великий подвиг, осуществив открытие, освоение, изучение сибирских и дальневосточных земель в 17-19 веках. С обретением новых земель встает задача по их всестороннему освоению. Ведущую роль в изучении морского побережья Приморья и прилегающих вод сыграли военные моряки. Помимо главной задачи - «ограждения политических и промышленных интересов России в водах, омывающих наши владения на Тихом океане» - моряки Тихоокеанской эскадры и Сибирской флотилии во второй половине 19-го столетия интенсивно исследуют тихоокеанский берег, производят описание заливов, морских бухт и островов, основывают и отстраивают военные посты и многие населенные пункты.

Амурская экспедиция под командованием Г.И. Невельского, действовавшая с 1850 по 1855 годы, совершила великое географическое открытие, определив островное положение Сахалина, также было установлено, что Амур судоходен на всем протяжении и вход в него возможен для морских судов как с севера, так и с юга. Однако Амурская экспедиция не только внесла огромный вклад в географическое изучение Дальнего Востока, вместе с тем, побережье Татарского пролива до корейской границы с островом Сахалин были объявлены российскими владениями. Г.И. Невельской и его сподвижники своими героическими действиями создали, по выражению Н.Н. Муравьева-Амурского, «основание, на котором воздвигнуто настоящее здание».

В последующие годы изучение дальневосточного края продолжалось и усиливалось. Экспедиция офицера штаба сухопутных и морских сил Восточной Сибири Венюкова М.И совершила переход через хребет Сихотэ-Алинь и по реке Уссури вышла к берегу Японского моря. Результаты исследований Венюкова помогли разработать дальнейший план изучения Уссурийского края и побережья Японского моря. В 1859 году в крае работали экспедиции К.Ф. Будогосского, К.И. Максимовича, Р.К. Маака, Ф.Б. Шмидта. Уссурийской топографической экспедицией под командованием обер-квартирмейстера штаба сухопутных и морских сил подполковника Будогосского была проделана работа по демаркации русско-китайской границы по реке Уссури и далее на юг до границы с Кореей, а также проведены съемки в Приуссурийском крае. По работам этой экспедиции в 1861 году была издана первая карта Приамурья и Приморья.

В 1858-1859 годах Н.Н. Муравьев-Амурский возглавил морскую экспедицию вдоль побережья Уссурийского края. Исследования южных гаваней проводились на пароход-корвете «Америка», транспортах «Японец» и «Маньчжур», корветах «Воевода», «Боярин», «Новик», клиперах «Стрелок» и «Пластун». Во время плавания кораблей были открыты и названы многие заливы и острова. По свидетельству историка А.И.Крушанова экспедиция Н.Н.Муравьева обследовала залив Америка, остров Путятина, пролив Стрелок, Уссурийский и Амурский заливы, остров Русский, бухты Экспедиции, Посьета и Золотой Рог. В книге А.И.Алексеева «Как начинался Владивосток» говорится о том, что 18 июня 1859 года пароход «Америка», на котором находился штаб губернатора, заходил в пролив Босфор Восточный и Муравьев-Амурский бегло ознакомился с бухтой Золотой Рог, где спустя год был основан пост Владивосток. Именно во время этой экспедиции решился вопрос о названии нашего города.

Таким образом, появлению на карте России нового имени – Владивосток (Владей востоком) предшествовала огромная работа, поиск новых путей, преодоление трудностей и преград.

Плавания русских кораблей на Дальнем Востоке и активная деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири генерал-адьютанта Н.Н. Муравьева-Амурского предопределили необходимость создания постов в южных гаванях. 15 ноября 1859 г. Н.Н. Муравьев-Амурский предписал военному губернатору Приморской области, командиру Сибирской флотилии и портов Восточного океана контр-адмиралу П.В. Казакевичу основать посты в гаванях Владивосток и Новгородской. «Имею честь сообщить Вам, что эскадра наша должна будет выступить в море под личным Вашим начальством и исполнить нижеследующие главнейшие предложения: 1) занять и укрепить два пункта для небольших команд в гаванях Новгородской и Владивосток, в заливе Петра Великого; 2) занять и укрепить для двух рот место в заливе Анива на острове Сахалин и 3) крейсировать вдоль залива Петра Великого и описать все берега оного от границы Кореи с юга (устья реки Тюмень-Улы) до бухты Ольга к северу с всевозможною точностью и подробностью».

Получив предписание Н.Н. Муравьева-Амурского контр-адмирал П.В. Казакевич принял самые решительные меры к своевременному выходу кораблей в море весной и подготовке к основанию постов в заливе Посьета и в гавани Владивосток. В распоряжении П.В. Казакевича были корабли «Америка», «Маньчжур», и «Гридень». Он решил отправить в первую очередь транспорт «Маньчжур», который был готов к подобной экспедиции. Трехмачтовый корабль имел машину мощностью 370 л.с., современное по тем временам штурманское оборудование, офицеры корабля пользовались самыми последними картами и навигационными пособиями для плавания в Японском море. Выполнение трудной задачи было возложено на командира транспорта капитан-лейтенанта А.К. Шефнера и его команду. В приказе от 10 мая 1860 г. говорилось: «Винтовому транспорту «Маньчжур», окончившему вооружение, завтрашнего числа поднять флаг и вымпел, начав морское довольствие, а в четверг отправиться к мысу Чныррах и принять там строительные материалы для постов в южных гаванях». 20 мая на транспорт начали грузить провизию и багаж солдат 4-го линейного батальона Восточной Сибири, которые были предназначены для морских постов, затем последовала посадка личного состава и погрузка строительных материалов и необходимого снаряжения. 2 июня командир транспорта «Маньчжур» капитан-лейтенант Шефнер получил приказ П.В. Казакевича о подготовке к отходу корабля. 19 июня транспорт вышел из бухты Ольга и направился вдоль приморского берега, а 20 июня 1860 г. вошел в бухту Золотой Рог, на северном берегу которой была высажена команда из 28 нижних чинов 3-й роты 4-го линейного батальона Восточной Сибири во главе с прапорщиком Н.В. Комаровым с имуществом, оружием и продовольствием. Так состоялось основание поста Владивосток. Место было выбрано удачно, отсюда просматривался вход в бухту.

В книге журналиста и литератора Н.П. Матвеева, изданной в 1910 году к полувековому юбилею Владивостока так описывается основание нашего города: «Первоначально Владивосток, или вернее тот пункт, где впоследствии развился настоящий Владивосток, был занят русскою воинскою силою, состоящею из 40 нижних чинов 4-го линейного батальона под начальством прапорщика Комарова. При занятии русскими бухты Золотой Рог весь полуостров Муравьев-Амурский, на оконечности которого она находится, был покрыт вековым лесом хвойных и лиственных пород». Автор приводит высказывание известного в то время этнографа С.В. Максимова о Владивостоке. Максимов посетил пост в 1860 году. Он пишет: «Порт можно считать лучшим изо всех. Он многим напоминает Ольгу (залив), но только меньше ее, уютнее, но теплее и веселее».

Поселившаяся во Владивостоке команда приступила к устройству казарм и других необходимых помещений. 13 августа для охраны поста прибыл корвет «Гридень». Ранее, в середине июля Владивосток посетил контр-адмирал Казакевич П.В., который в рапорте генерал-адмиралу Константину писал: «Из всех осмотренных мною гаваней, бесспорно гавань Владивосток есть лучшая. Здесь превосходный во всех отношениях рейд соединяется со всеми другими условиями, необходимыми для устройства хорошего порта». Отмечает он и некоторые недостатки, которые легко устранимы. Главным же условием существования порта Владивосток П.В. Казакевич считал заселение и развитие экономики дальневосточного края. Начальник Владивостокского поста Е. Бурачек в своем обозрении о состоянии поста за период с 20 июня по декабрь 1861 года соглашается с Казакевичем. Он рапортует: «В глаза прямо бросаются все удобства для основания порта. Бухта закрыта от всех ветров».

Многие выдающиеся государственные деятели, известные мореплаватели, исследователи и ученые имеют отношение к основанию Владивостока. Это Н.Н. Муравьев-Амурский, Г.И. Невельской, П.В. Казакевич, Е.В. Путятин, К.Н. Посьет и др. Их имена остались в топографии города.

Владивостокский пост создавался как основной опорный пункт в южной части Уссурийского края, что укрепляло положение России на Тихом океане. С первых дней своего существования он развивался как военный и коммерческий порт, став в последствии главной базой Сибирской военной флотилии, военно-морской крепостью.

Сегодня наш город является одним из крупнейших портов Дальнего Востока, промышленным, административным и культурным центром Приморья, а началась его история 150 лет назад трудами русских военных моряков.

Автор статьи – научный сотрудник ВИМ ТОФ Савруева О.В.