Обновлено 01.06.2014 18:09
Броня крепка и танки наши быстры…
Военно-исторический музей Тихоокеанского флота имеет богатейшую коллекцию разного вида оружия. Образцы русского и иностранного вооружения 17-20 веков представлены не только в экспозиции внутри музея, но и рядом с ним. Не всякий музей имеет такое продолжение экспозиционного пояса - наличие экспонатов под открытым небом. Между тем, корабельные и пехотные орудия, якоря, мины и снаряды «Оружейного дворика» Военно-исторического музея просто уникальны.
Рядом с грозными пушками времен русско-японской войны находится бронированная боевая машина - танк МС–1(малый сопровождения) марки Т-18, принятый на вооружение Красной Армии 6 июня 1927 года. МС-1- первый отечественный танк, поставленный на крупносерийное производство, более того, именно с него началась история средних танков, ставших основным классом бронированных гусеничных машин. С 1928 по 1931 год таких танков было выпущено около 900. Новая машина предназначалась для взаимодействия с пехотой и сопровождения ее в бою. Конструкторский опыт и производственные навыки, полученные в ходе работы над ним, позволили в начале тридцатых годов развернуть широкий выпуск бронированных машин разных типов и назначения, а также создать качественно новый род войск - танковый.
История создания первых советских легких танков началась в 1919 году, когда 2-я Украинская Советская армия прислала в подарок В.И. Ленину трофейный французский танк «Рено». Вождь мирового пролетариата, поблагодарив украинских товарищей, поставил перед Советом военной промышленности нелегкое задание: развернуть производство отечественных танков на базе трофейного. Труженики завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, который был утвержден головным предприятием, с поистине революционным энтузиазмом трудились восемь месяцев. 31 августа 1920 года первый танк отечественного производства, названный «Борец за свободу товарищ Ленин», покинул стены сборочного цеха. В последующем было построено еще четырнадцать танков типа «М», в том числе «Парижская Коммуна», «Пролетарий», «Буря», «Победа», «Красный борец», «Илья Муромец». Какие боевые названия! Впрочем, сормовские танки типа «М» имели по тем временам неплохие характеристики.
Легкие танки МС-1 представляли собой, с конструктивной точки зрения, дальнейшее развитие идей, заложенных ранее в танках типа М, созданных на Сормовском заводе. В результате произведенных переделок и усовершенствований, вес танка уменьшился до 5,9 тонны, зато скорость движения увеличилась до 22 км/час. Экипаж машины состоял по-прежнему из двух человек - командира и механика-водителя, без изменений остались и толщина бронирования и вооружение. Максимальная толщина брони башни, носовой части, бортов и кормы составляла 16мм, а крыши и днища - 8 мм; вооружение состояло из 37 мм короткоствольной пушки и спаренного с ней пулемета 7,62 мм калибра. В целом, танк МС-1, обладая защищенностью от ружейно-пулеметного огня, а также средствами для подавления пулеметных точек и уничтожения живой силы, мог успешно действовать в боевых порядках стрелковых подразделений, поддерживая их огнем. Машины были достаточно подвижными и способными выполнять боевые задачи на всю глубину. Это было подтверждено в ноябре 1929 года, когда советские танки МС-1 прошли боевую проверку, принимая участие в ликвидации вооруженного конфликта на КВЖД (Китайско-Восточной железной дороге) в составе Забайкальской группы Особой Дальневосточной армии. Пограничный конфликт на КВЖД, развязанный правительством Манчжурии, дал первый опыт взаимодействия стрелковых и кавалерийских подразделений с танками нового типа. Появление их на поле боя вызвало у противника замешательство и обеспечило прорыв его пятикилометровой полосы укреплений за полтора часа. Бои в условиях низких температур Забайкалья показали и удовлетворительные эксплутационные качества боевых машин. В тоже время отдельные конструктивные недоработки часто приводили к выводу машин из строя.
МС-1 был снят с вооружения в середине тридцатых годов, но долгое время он использовался как база для исследовательских работ и обучения танкистов первоначальным навыкам вождения и стрельбы. Осенью 1938 года после пограничного конфликта в Приморье в районе озера Хасан, снятые с вооружения МС-1 использовали в укрепленных районах края на границе в качестве неподвижных бронированных пулеметных точек. С танков демонтировались орудие, моторный агрегат и ходовая часть. На месте пушки закреплялась установка из спаренных пулеметов ДТ. Вырез в днище располагался над входом в подземный каземат, оборудованный для боеприпасов и продовольствия. Танки размещались в бетонные или дерево-земляные капониры. В таком виде они простояли до начала пятидесятых годов, а затем были исключены из системы оборонительных укреплений и заброшены.
В ВИМ ТОФ один из таких танков появился в октябре 1983 года. Найденный в Хасанском районе корпус МС-1 был восстановлен способом макетирования на одном из танкоремонтных предприятий Краснознаменного Дальневосточного округа и выставлен в экспозиции «Оружейного дворика». «Старый» танк привлекает к себе большое внимание посетителей музея разного возраста, ведь этот редкий экспонат - один из немногих сохранившихся до наших дней «ветеранов» советских танковых войск.
Научный сотрудник
Военно-исторического музея ТОФ О. Савруева