Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
img
img
img
img
img
img
img
img
img

Фасад здания ВИМ ТОФ

Мемориал "Героям Русско-японской войны"

МК "Красный Вымпел" на корабельной набережной Владивостока

Мемориальный комплекс "Ворошиловская Батарея" --- (о. Русский)

МГК ПЛ "С-56"

Вечный огонь мемориала "Боевая слава Тихоокеанского флота"

Бюст Герою Советского Союза Адмиралу флота Советского Союза Кузнецову Н.Г.

Мемориал "Боевая слава Тихоокеанского флота"

Вечный огонь мемориала "Боевая слава Тихоокеанского флота"

Броня крепка и танки наши быстры…

 

Броня крепка и танки наши быстры…

 

Военно-исторический музей Тихоокеанского флота имеет богатейшую коллекцию разного вида оружия. Образцы русского и иностранного вооружения 17-20 веков представлены не только в экспозиции внутри музея, но и рядом с ним. Не всякий музей имеет такое продолжение экспозиционного пояса - наличие экспонатов под открытым небом. Между тем, корабельные и пехотные орудия, якоря, мины и снаряды «Оружейного дворика» Военно-исторического музея просто уникальны.

Рядом с грозными пушками времен русско-японской войны находится бронированная боевая машина - танк МС–1(малый сопровождения) марки Т-18, принятый на вооружение Красной Армии 6 июня 1927 года. МС-1- первый отечественный танк, поставленный на крупносерийное производство, более того, именно с него началась история средних танков, ставших основным классом бронированных гусеничных машин. С 1928 по 1931 год таких танков было выпущено около 900. Новая машина предназначалась для взаимодействия с пехотой и сопровождения ее в бою. Конструкторский опыт и производственные навыки, полученные в ходе работы над ним, позволили в начале тридцатых годов развернуть широкий выпуск бронированных машин разных типов и назначения, а также создать качественно новый род войск - танковый.

История создания первых советских легких танков началась в 1919 году, когда 2-я Украинская Советская армия прислала в подарок В.И. Ленину трофейный французский танк «Рено». Вождь мирового пролетариата, поблагодарив украинских товарищей, поставил перед Советом военной промышленности нелегкое задание: развернуть производство отечественных танков на базе трофейного. Труженики завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, который был утвержден головным предприятием, с поистине революционным энтузиазмом трудились восемь месяцев. 31 августа 1920 года первый танк отечественного производства, названный «Борец за свободу товарищ Ленин», покинул стены сборочного цеха. В последующем было построено еще четырнадцать танков типа «М», в том числе «Парижская Коммуна», «Пролетарий», «Буря», «Победа», «Красный борец», «Илья Муромец». Какие боевые названия! Впрочем, сормовские танки типа «М» имели по тем временам неплохие характеристики.

Легкие танки МС-1 представляли собой, с конструктивной точки зрения, дальнейшее развитие идей, заложенных ранее в танках типа М, созданных на Сормовском заводе. В результате произведенных переделок и усовершенствований, вес танка уменьшился до 5,9 тонны, зато скорость движения увеличилась до 22 км/час. Экипаж машины состоял по-прежнему из двух человек - командира и механика-водителя, без изменений остались и толщина бронирования и вооружение. Максимальная толщина брони башни, носовой части, бортов и кормы составляла 16мм, а крыши и днища - 8 мм; вооружение состояло из 37 мм короткоствольной пушки и спаренного с ней пулемета 7,62 мм калибра. В целом, танк МС-1, обладая защищенностью от ружейно-пулеметного огня, а также средствами для подавления пулеметных точек и уничтожения живой силы, мог успешно действовать в боевых порядках стрелковых подразделений, поддерживая их огнем. Машины были достаточно подвижными и способными выполнять боевые задачи на всю глубину. Это было подтверждено в ноябре 1929 года, когда советские танки МС-1 прошли боевую проверку, принимая участие в ликвидации вооруженного конфликта на КВЖД (Китайско-Восточной железной дороге) в составе Забайкальской группы Особой Дальневосточной армии. Пограничный конфликт на КВЖД, развязанный правительством Манчжурии, дал первый опыт взаимодействия стрелковых и кавалерийских подразделений с танками нового типа. Появление их на поле боя вызвало у противника замешательство и обеспечило прорыв его пятикилометровой полосы укреплений за полтора часа. Бои в условиях низких температур Забайкалья показали и удовлетворительные эксплутационные качества боевых машин. В тоже время отдельные конструктивные недоработки часто приводили к выводу машин из строя.

МС-1 был снят с вооружения в середине тридцатых годов, но долгое время он использовался как база для исследовательских работ и обучения танкистов первоначальным навыкам вождения и стрельбы. Осенью 1938 года после пограничного конфликта в Приморье в районе озера Хасан, снятые с вооружения МС-1 использовали в укрепленных районах края на границе в качестве неподвижных бронированных пулеметных точек. С танков демонтировались орудие, моторный агрегат и ходовая часть. На месте пушки закреплялась установка из спаренных пулеметов ДТ. Вырез в днище располагался над входом в подземный каземат, оборудованный для боеприпасов и продовольствия. Танки размещались в бетонные или дерево-земляные капониры. В таком виде они простояли до начала пятидесятых годов, а затем были исключены из системы оборонительных укреплений и заброшены.

В ВИМ ТОФ один из таких танков появился в октябре 1983 года. Найденный в Хасанском районе корпус МС-1 был восстановлен способом макетирования на одном из танкоремонтных предприятий Краснознаменного Дальневосточного округа и выставлен в экспозиции «Оружейного дворика». «Старый» танк привлекает к себе большое внимание посетителей музея разного возраста, ведь этот редкий экспонат - один из немногих сохранившихся до наших дней «ветеранов» советских танковых войск.

Научный сотрудник

Военно-исторического музея ТОФ О. Савруева